Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Форма входа
|
История селаПервые упоминания
Происхождение названия села, как и дату его образования, точно установить пока не удалось. Скорее всего, здесь, на берегу реки Ук, находилась заимка Рафайловского монастыря, основанная значительно позже Уковской (Новой) Заимки при том же монастыре. В документах 50-60-х гг. XVIII века, описывающих происшествия в соседнем селе, ни разу среди окрестных деревень не упоминается Старой Заимки. Так, в приходе Новозаимской в 1758 г. имелись деревни - Марково, Тумашово, Шестаково, Менщикова. По данным 4-й ревизии, которая прошла в 1782 г., в Новой Заимке проживали 530 жителей. Здесь же приводятся сведения и о деревне Старая Заимка, которая состояла из переселившихся из разных деревень Рафайловской вотчины экономических крестьян, а именно, 319 человек. Таким образом, можно предположить, что Старая Заимка была образована между 1758-1770 гг. В 1787 г., численность жителей составляла 327 человек, которые проживали в 52 дворах. Известно, что среди первых старозаимцев (по данным 1782 г.) были учтены и представители фамилии Колмаковых.
Мирская изба – первое сельское общество
По данным, собранным Новозаимским волостным старшиной в начале XX века получается, что Старозаимское сельское общество появилось в 1825 г. В мирской избе собирались выборные представители от деревни и решали насущные дела: где отводить поскотины, разрешать ли строить мельницы на общественных землях, кого отправлять в рекруты.
Традиции и праздники села
Александра Илларионовна Сорокина, сторожил села, вспоминает, что сразу за околицей располагалось татарское кладбище. По всей видимости, татары жили здесь еще до прихода русских поселенцев, но о дальнейшей их судьбе ничего не известно. В начале XX века в селе находилась часовня, а вот все обряды, в том числе и отпевание, проходили в Новой Заимке. Богослужения в часовне во имя святых апостолов Петра и Павла проводились только в дни Великого поста. Престольный праздник - Петров день отмечали весело, с большим размахом, ведь на него съезжались гости и из соседних деревень. Сельские ремёсла
Население в основном занималось хлебопашеством, функционировало и отделение маслоделательного завода из Новой Заимки. Много было в деревне мастеровых людей, пимокатов, шерстобитов, печников, жестянщиков, которые лудили и паяли посуду. Рукоделие Ф. А. Казанцева вспоминает, что все девушки до замужества занимались рукоделием, крючком вязали скатерти, прошвы к настольникам и кружева, пряли шерсть и лен. Когда она в 16 лет вышла замуж, то в приданое ей дали и рубаху отрепную, сделанную из толстой льняной ткани, и перину, и половики из коровины, коровьей шерсти. Ковроделы сначала чесали шерсть животного, потом пряли ее и ткали половики, в которых преобладали красные и черные полосы На рубеже революции В 1910г. на реке Ук старозаимцы держали 2 мукомольных мельницы, одна из них принадлежала Якову Мартыновичу Иргу, а другая - Виктору Евгеньевичу Лыткину. Для более качественной обработки земли в начале XX века жители деревни стали приобретать сельскохозяйственные орудия и машины. К 1910 г. здесь имелось: 9 простых жаток, 1 жатка сноповязалка, 9 молотилок, 12 веялок, I сортировка, 4 сенокосилки, 5 конных граблей и 6 плугов.
Гражданская война
В селе несколько памятных мест, связанных с гражданской войной. Осенью 1919 г. в этом районе сражался 459-й полк 51-й дивизии. Штаб полка располагался в доме 3. Казанцевой, откуда были видны укрепления на правом берегу реки Ук. Окопы и траншеи хорошо сохранились до сих пор. Они защищали дороги на деревни Тумашево, Сосновку, Марково, а также подходы к железной дороге. Слева от дороги на Тумашево на участке в 900 метров обнаружено 133 окопа. Они соединены траншеями длиной в 30-50 метров. Справа - 155 окопов, позади них видны остатки девяти блиндажей. Сохранились укрепления и у дороги на Сосновку, и в направлении Марково, и в сторону железной дороги. В лесу за рекой, у дороги на Тумашево, есть памятник на могиле погибших красноармейцев
Создание сельского совета
В конце 1919 г. был образован Старозаимский сельский совет в Новозаимской волости Ялуторовского уезда.
Раскулачивание
По данным переписи населения Уральской области 1926 г., в Старой Заимке находилось 272 двора, в которых проживало 1245 человек. В дальнейшем, с наступлением коллективизации, количество жителей здесь стало уменьшатся. Население было разделено на две половины: бедняков-колхозников и кулаков-единоличников. И совсем не обязательно было иметь зажиточное хозяйство, батраков и солидную сумму денег, достаточным условием для раскулачивания стало не согласие с политикой государства, или, как вспоминает Дмитрий Михайлович Калинин, его родители поплатились за то, что от деда сохранили конные грабли, "пережиток буржуазного прошлого". Мать малолетних ребятишек не стерпела такой несправедливости и отправилась за правдой в Ялуторовск. Там она добилась, чтобы решение сельсовета признали незаконным, вернули дом и корову, в общем, все, кроме уже распроданного на торгах. В семье Федоры Александровны Казанцевой в 1927 г. было 6 детей, которые помогали родителям с малых лет вести хозяйство. Жили они в своем доме, держали лошадь, коров, телят, в амбаре и завозне хранился хлеб, собранный с помощью косилки. При раскулачивании деревенская беднота все это забрала себе, как и настольники, скатерти, половики, постели. В отобранном доме стал жить председатель сельского совета, но благодаря братьям и снохе, которые работали на молочном заводе, дом выкупили обратно.
Коллективизация
1 апреля 1930 г. в Старой Заимке был образован колхоз "Красный Октябрь". Одновременно с началом работы в коллективном хозяйстве начинается выявление кулаков. Так, всего за три недели, с 8 по 29 апреля 1931 г., во время пика компании по раскулачиванию, в деревне из 201 дворов осталось 176, а из 963 жителей - 856. В течение двадцати дней Старую Заимку покинуло более 100 человек. И хотя из акта от 29 апреля видно, что высланных было всего 37 человек, на самом деле число покинувших Заимку оказалось значительно больше. Почти одновременно, организованы еще два колхоза: 1 мая 1931 г. появился колхоз "Верный путь", затем им. Пушкина. Первым председателем коммуны "Красный Октябрь", а в дальнейшем одноименного колхоза был Перфилий Калинин. По всей видимости, колхоз "Верный путь" просуществовал совсем недолго, т.к. старожилы вспоминают только о существовании двух коллективных хозяйств. Река Ук делила село на две части, в каждой из них находился свой колхоз: "Красный Октябрь" и им. Пушкина. Колхозники часть собранного урожая отвозили на общественную мельницу; но в результате сильного наводнения 1941 г. ее смыло паводком. При изучении фондов Тюменского областного архива, встретилось упоминание о том, что в апреле 1931 г. в сельскохозяйственной артели "Первомайской" при Старозаимском с/совете имелось 12 дворов и 49 едоков. Только где находилась эта самая артель в селе или за его пределами, не указано.
Культурная жизнь села
В конце 1931 г. в Старой Заимке действовала своя изба-читальня, где по вечерам любили собираться взрослые и подростки. Кроме занятий с малограмотными, здесь проводились собрания, выступления самодеятельных артистов, громкие читки.
Раскулачивание
Тридцатые годы прошли в стране под знаком коллективизации и раскулачивания. Кого же признавали врагами народа, вредителями и пособниками империализма? Ниже приводятся характеристики кулаков Старо-Заимского с/совета, высланных из деревни в 1932-1933 гг., из которых следует, что в первую очередь опасными для молодой республики становились состоятельные крестьяне, имеющие крепкие хозяйства.
Кулацкое хозяйство Уженцева Характеристика составлена Ст. Заимским с/с на гр-на Уженцева Данила Ивановича, имущественное положение явно кулацкое - имел до революции хозяйство. Было: дом двухэтажный клетовый, связь амбаров, конюшен, конный двор, и кроме этого пристроя, имелось 2 амбара, конюшня, амбарушка, 7 лошадей, из которых 1 жеребец кровный. Коров 12 шт., мелкого скота 30 голов. Посева 12 га, держал батраков постоянных по году и больше и сезонных до 15 человек. Угодий сенокосных и пашни всего до 50 га. Занимался перепродажей муки и разных продуктов, доходу имел в год 400 руб. После революции из отцовского хозяйства выделился, имел в 1921 г.: 2-х этажный дом, амбар, баню, пристрой, кроме этого, кузницу. Имел 3 лошади, 4 коровы и мелкого скота до 12 голов. Имел косилку и конные грабли. Имел батраков постоянных и сезонных до 8 чел. Растранжирил свое хозяйство и осталось у него скота: 1 лошадь, 1 корова. Вредительство в колхозе не прекращалось. Агитация против хлебозаготовок не смогла повлиять на то, что хлеб в колхозе был, но он, будучи председателем колхоза и выполнял хлебозаготовки с трудом.
Кулацкое хозяйство Катанаевых Характеристика составлена на гражданина Старозаимского с/с Катанаева Николая и жену его Марию. Сих избирательная комиссия решила лишить прав голоса так как хозяйство кулацкое: до революции и после революции имел посева до 15 десятин и рабочих лошадей 7 голов, коров до 6 и 7 голов, мелкого скота до 20 голов, имел сельхозмашины: молотилку и косилку, которые сдавал в отработку за рабочую силу, имел батраков постоянных 2 чел. и сезонных 5 чел., был судим за кражу государственного хлеба с элеватора. Который был приговорен к штрафу в сумме 100 руб., что и заверяем".
Репрессированные…
Их судьба Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь села. Сюда прибыли выселенные из Поволжья немцы, которые заняли рабочие места вместо ушедших на фронт. В сентябре 1941 года в с. Старая Заимка прибыли переселенцы с Поволжья семья Кригер Розы Филипповны. Она вспоминает: «Указ вначале передали по радио, потом пришли в дом и сказали, чтобы в течение 24 часов нас здесь не было. Собрали вещи, немного продуктов в дорогу, посадили нас на подводу и повезли к Волге». Народу, по словам Розы Филипповны, около Волги собралось очень много. Погрузили всех на теплоход и отправили за Камышино к железной дороге. Затем в товарных вагонах повезли в неизвестность. Их семья, волею судьбы, оказалась в Старой Заимке. Розе тогда было 14 лет. Приняли их миролюбиво, поселили в дом по улице Клубной к Авдотье Калининой. Розу определили в школу, но не зная русского языка, она не стала ходить в школу. Жить было очень тяжело.
Жизнь села во время войны
В военные годы в Старой Заимке открыли детский сад, и лишь в середине 70-х было выстроено специальное каменное здание для этого учреждения. После войны открыл свои двери медпункт, который существует и сегодня. Старожилы до сих пор помнят весну 1941 г., когда паводком смыло плотину и колхозные водяные мельницы. Восстанавливать их начали только в 1946 г. когда с войны пришли несколько мастеровых здоровых мужчин. Годы, опалённые войной Калинин Перфирий Степанович В Старой Заимке события военного времени круто изменили весь сложившийся до нашествия вражеских полчищ жизненный уклад. Почти каждый день провожали на фронт сильных и умелых мужчин. Рассказывает его дочь, проживающая в нашем селе - Бульба Лидия Перфирьевна : «Провожали отца всем селом на станцию на коне, конь оборачивался и ржал- мать тихонько плакала- считалось - плохая примета». Отправлен Степан был в горд Ишим, где проходил военную подготовку снайперов. С фронта шли письма жене Евдокии и детям Лиде, Толе, о которых он горевал: «Есть ли у них что кушать? Заготовили ли на зиму картошку? Привезли ли дрова?» Написал за полгода до смерти, что попал в окружение у озера Ильмень, питались брусникой, да местные жители приносили мороженую картошку. «Вышел из этого ада - значит буду жив.»
На фронт шли ответные письма от Евдокии, в которых она сообщала мужу, Что брала в колхозе быка и привезла дров «пущай теперь хоть какой мороз дак я не замёрзну».
В марте 1943 года получила Евдокия весточку от однополчанина мужа: «Вздравствуйте жена тов. Калинина. Не беспокойтесь. Ничего не поделаешь. Ваш муж был награждён медалью за отвагу, но он сегодня погиб. Честно за Родину. Пока. Егоров». Затем пришла похоронка.
Дочь Лидия Перфирьевна в1966 году поехала в Ленинградский военно-морской музей, чтобы отыскать следы отца, откуда её отправили в Старую Руссу. Здесь она узнала как погиб её отец. Попав в окружение, они с товарищами отстреливаясь, забежали в электростанцию, и взорвали сами себя. Поисковые бригады перезахоронили погибших и установили на этом месте Обелиск погибшим воинам. Лидия Перфирьевна увезла горсточку сибирской земли на могилу отца.
Строки из истории села
Заметный след в истории нашего села оставил Анатолий Митрофанович Петров. Он сумел сформировать дружный работоспособный коллектив, наладил работу в отделениях. Сам неугомонный, энергичный, он вёл за собой тружеников совхоза, хорошо зная их сильные и слабые стороны. К нему тянулись, его уважали. Для каждого он находил нужные слова, давал добрый совет. И сдвиги проявлялись воочию.
|
Календарь
Архив записей
Сайты школ Заводоуковского района
|